Свя-той му-че-ник Се-ва-сти-ан ро-дил-ся в го-ро-де Нар-боне (Гал-лия), а об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в Ме-дио-лане. При им-пе-ра-то-рах-со-пра-ви-те-лях Дио-кли-ти-ане и Мак-си-ми-ане (284-305) он за-ни-мал долж-ность на-чаль-ни-ка двор-цо-вой стра-жи. Свя-той Се-ва-сти-ан поль-зо-вал-ся ав-то-ри-те-том и лю-бо-вью у во-и-нов и при-двор-ных, ибо был че-ло-ве-ком храб-рым, ис-пол-нен-ным пре-муд-ро-сти, прав-ди-вым в сло-вах, спра-вед-ли-вым в су-де, преду-смот-ри-тель-ным в со-ве-те, вер-ным на служ-бе и во всех по-ру-че-ни-ях. Бу-дучи сам тай-ным хри-сти-а-ни-ном, свя-той мно-го по-мо-гал бра-тьям по ве-ре. За-то-чен-ные в тем-ни-цу бра-тья-хри-сти-ане Мар-кел-лин и Марк, сна-ча-ла твер-до ис-по-ве-до-вав-шие ис-тин-ную ве-ру, под вли-я-ни-ем слез-ных уго-во-ров сво-их ро-ди-те-лей-языч-ни-ков (от-ца Тран-квил-ли-на и ма-те-ри Мар-кии), жен и де-тей по-ко-ле-ба-лись в сво-ем на-ме-ре-нии по-стра-дать за Хри-ста. Свя-той Се-ва-сти-ан при-шел к цар-ско-му каз-но-хра-ни-те-лю, в до-ме ко-то-ро-го со-дер-жа-лись в за-клю-че-нии Мар-кел-лин и Марк, и про-из-нес вдох-но-вен-ную про-по-ведь.

«Доб-лест-ные во-и-ны Хри-сто-вы! Не бро-сай-те зна-ме-ни ва-ших по-бед ра-ди жен-ских слез и не да-вай-те ослаб-ле-ния низ-ло-жен-но-му под ва-ши но-ги вра-гу, дабы он, по-лу-чив опять си-лу, не на-чал с ва-ми борь-бу. Воз-двиг-ни-те же над зем-ны-ми при-стра-сти-я-ми слав-ную хо-ругвь ва-ше-го по-дви-га. Ес-ли бы те, ко-го вы ви-ди-те пла-чу-щи-ми, зна-ли, что есть дру-гая жизнь - бес-смерт-ная и без-бо-лез-нен-ная, в ко-то-рой цар-ству-ет непре-ста-ю-щая ра-дость, то непре-мен-но по-же-ла-ли бы вой-ти в нее с ва-ми и, пре-зи-рая вре-мен-ную жизнь, ста-ра-лись бы по-лу-чить веч-ную. Кто не хо-чет быть слу-жи-те-лем веч-ной жиз-ни, тот и эту вре-мен-ную жизнь по-гу-бит на-прас-но».

Свя-той Се-ва-сти-ан убе-дил бра-тьев ид-ти на му-че-ни-че-ский по-двиг. Речь его по-тряс-ла всех при-сут-ство-вав-ших. Они уви-де-ли, что ли-цо свя-то-го си-я-ет, как у Ан-ге-ла, явив-ши-е-ся семь Ан-ге-лов об-лек-ли его в свет-лую одеж-ду, а Пре-крас-ный Юно-ша бла-го-сло-вил про-по-вед-ни-ка и ска-зал: «Ты все-гда бу-дешь со Мною». Же-на цар-ско-го каз-но-хра-ни-те-ля Ни-ко-стра-та, Зоя, 6 лет на-зад по-те-ряв-шая дар ре-чи, при-па-ла к но-гам свя-то-го Се-ва-сти-а-на и зна-ка-ми про-си-ла ис-це-лить ее. Свя-той осе-нил жен-щи-ну крест-ным зна-ме-ни-ем, - она тот-час же за-го-во-ри-ла и про-сла-ви-ла Гос-по-да Иису-са Хри-ста и ска-за-ла, что ви-де-ла Ан-ге-ла с рас-кры-той кни-гой, по ко-то-рой свя-той Се-ва-сти-ан чи-тал свою про-по-ведь. То-гда все при-сут-ство-вав-шие уве-ро-ва-ли в Спа-си-те-ля ми-ра. Ни-ко-страт снял око-вы с Мар-кел-ли-на и Мар-ка и пред-ло-жил им скрыть-ся, но бра-тья от-ка-за-лись.

Марк ска-зал: «Пусть тер-за-ют на-ши те-ла лю-бы-ми му-ка-ми; они мо-гут убить те-ло, но ду-шу, во-ин-ству-ю-щую за ве-ру, по-бе-дить не в си-лах». Ни-ко-страт и его су-пру-га про-си-ли Кре-ще-ния. Свя-той Се-ва-сти-ан по-со-ве-то-вал Ни-ко-стра-ту устро-ить так, чтобы Кре-ще-ние со-вер-ши-лось над воз-мож-но боль-шим чис-лом лю-дей. То-гда Ни-ко-страт по-про-сил на-чаль-ни-ка тю-рем Ри-ма, Клав-дия, при-слать к нему в дом всех за-клю-чен-ных. Бе-се-дуя с уз-ни-ка-ми, Се-ва-сти-ан убе-дил-ся, что все они до-стой-ны Кре-ще-ния, и при-звал пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, ко-то-рый при-го-то-вил их к та-ин-ству огла-си-тель-ным сло-вом, пред-пи-сал им по-стить-ся, на-зна-чив со-вер-ше-ние та-ин-ства на ве-чер.

В это вре-мя Клав-дий из-ве-стил Ни-ко-стра-та, что его вы-зы-ва-ет рим-ский епарх Агре-стий Хро-ма-тий для объ-яс-не-ния, по ка-кой при-чине в его до-ме со-бра-ны уз-ни-ки. Ни-ко-страт рас-ска-зал Клав-дию об ис-це-ле-нии сво-ей же-ны, и тот при-вел к свя-то-му Се-ва-сти-а-ну сво-их боль-ных сы-но-вей, Сим-фо-ри-а-на и Фе-лик-са. Ве-че-ром свя-щен-ник По-ли-карп кре-стил Тран-квил-ли-на, его род-ных и дру-зей, Ни-ко-стра-та и его се-мью, Клав-дия и его сы-но-вей, а так-же 16 осуж-ден-ных уз-ни-ков. Все-го но-во-кре-щен-ых бы-ло 64 че-ло-ве-ка.

Пред-став пе-ред епар-хом Хро-ма-ти-ем, Ни-ко-страт рас-ска-зал ему, как свя-той Се-ва-сти-ан об-ра-тил их в хри-сти-ан-скую ве-ру и мно-гих ис-це-лил от бо-лез-ней. Сло-ва Ни-ко-стра-та убе-ди-ли епар-ха. Он при-звал к се-бе свя-то-го Се-ва-сти-а-на и пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, про-све-тил-ся от них и уве-ро-вал во Хри-ста. Вме-сте с Хро-ма-ти-ем при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние его сын Ти-вур-тий и все до-мо-чад-цы. Ко-ли-че-ство но-во-про-све-щен-ных воз-рос-ло до 1400 че-ло-век. По со-ве-ту хри-сти-ан Хро-ма-тий оста-вил долж-ность епар-ха. В это вре-мя епи-ско-пом Ри-ма был свя-той Га-ий (впо-след-ствии па-па рим-ский, с 283 по 296 год; па-мять его 11 ав-гу-ста). Свя-ти-тель бла-го-сло-вил Хро-ма-тия, чтобы он уехал в свои по-ме-стья на юге Ита-лии вме-сте с пре-сви-те-ром По-ли-кар-пом. Хри-сти-ане, ко-то-рые бы-ли не в си-лах ид-ти на му-че-ни-че-ство, уеха-ли с ни-ми. Свя-щен-ник По-ли-карп был по-слан для утвер-жде-ния но-во-об-ра-щен-ных в ве-ре и со-вер-ше-ния Та-инств. Сын Хро-ма-тия, Ти-вур-тий, же-лал при-нять му-че-ни-че-ство и остал-ся в Ри-ме при свя-том Се-ва-сти-ане. Оста-лись так-же по-свя-щен-ный свя-ти-те-лем Га-и-ем в сан пре-сви-те-ра Тран-квил-лин, Мар-кел-лин и Марк, по-свя-щен-ные в диа-ко-ны, Ни-ко-страт, же-на его Зоя и брат Ка-сто-рий, Клав-дий, сын его Сим-фо-ри-ан и брат Вик-то-рин. Они со-би-ра-лись во двор-це им-пе-ра-то-ра у тай-но-го хри-сти-а-ни-на, са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, но вско-ре для них на-ста-ло вре-мя по-стра-дать за ве-ру.

Пер-вой языч-ни-ки схва-ти-ли свя-тую Зою, мо-лив-шу-ю-ся у гроб-ни-цы апо-сто-ла Пет-ра. На су-де она му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и по-чи-ла, по-ве-шен-ная за во-ло-сы над гни-ю-щи-ми от-бро-са-ми; те-ло ее бы-ло бро-ше-но в ре-ку Тибр. Явив-шись в ви-де-нии свя-то-му Се-ва-сти-а-ну, она со-об-щи-ла о сво-ей смер-ти. По-сле нее по-стра-дал пре-сви-тер Тран-квил-лин: его языч-ни-ки по-би-ли кам-ня-ми у гроб-ни-цы свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, а те-ло его так-же бро-си-ли в Тибр. Свя-тых Ни-ко-стра-та, Ка-сто-рия, Клав-дия, Вик-то-ри-на и Сим-фо-ри-а-на схва-ти-ли на бе-ре-гу ре-ки, ко-гда они отыс-ки-ва-ли те-ла му-че-ни-ков. Их при-ве-ли к епар-ху, и свя-тые от-ка-за-лись ис-пол-нить его по-ве-ле-ние - при-не-сти жерт-ву идо-лам. То-гда свя-тым му-че-ни-кам при-вя-за-ли кам-ни на шеи и уто-пи-ли в мо-ре. Свя-то-го Ти-вур-тия пре-дал лжехри-сти-а-нин Торк-ват. Не до-бив-шись от-ре-че-ния от Хри-ста, су-дья ве-лел по-ста-вить юно-го Ти-вур-тия на рас-ка-лен-ные уг-ли, но Гос-подь со-хра-нил его: Ти-вур-тий хо-дил по го-ря-щим уг-лям, не чув-ствуя жа-ра. Му-чи-те-ли обез-гла-ви-ли свя-то-го Ти-вур-тия. Неиз-вест-ный хри-сти-а-нин по-хо-ро-нил свя-то-го.

Торк-ват вы-дал так-же свя-тых диа-ко-нов Мар-кел-ли-на и Мар-ка и са-нов-ни-ка Ка-сту-ла. По-сле ис-тя-за-ний Ка-сту-ла бро-си-ли в ров и жи-во-го за-сы-па-ли зем-лей, а Мар-кел-ли-ну и Мар-ку при-гвоз-ди-ли но-ги к пню. Они про-сто-я-ли всю ночь в мо-лит-ве, а утром их прон-зи-ли ко-пья-ми.

По-след-ним был взят на му-че-ния свя-той Се-ва-сти-ан. Его до-пра-ши-вал лич-но им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан и, убе-див-шись в непо-ко-ле-би-мо-сти свя-то-го му-че-ни-ка, при-ка-зал от-ве-сти его за го-род, при-вя-зать к де-ре-ву и прон-зить стре-ла-ми. Же-на са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, Ири-на, при-шла но-чью, чтобы по-хо-ро-нить свя-то-го Се-ва-сти-а-на, но на-шла его жи-вым и при-нес-ла в свой дом. Свя-той Се-ва-сти-ан вско-ре из-ле-чил-ся от ран. Хри-сти-ане уго-ва-ри-ва-ли его уда-лить-ся из Ри-ма, но он от-ка-зал-ся. По-дой-дя к язы-че-ско-му хра-му, свя-той уви-дел на-прав-ляв-ших-ся ту-да им-пе-ра-то-ров и пуб-лич-но об-ли-чил их в нече-стии. Дио-кли-ти-ан при-ка-зал от-ве-сти свя-то-го му-че-ни-ка на ип-по-дром и каз-нить. Свя-то-го Се-ва-сти-а-на уби-ли, а те-ло его бро-си-ли в му-сор-ный ров. Свя-той му-че-ник в сон-ном ви-де-нии явил-ся хри-сти-ан-ке Лу-кине и по-ве-лел ей взять те-ло и по-хо-ро-нить в ка-та-ком-бах. Бла-го-че-сти-вая хри-сти-ан-ка с че-стью по-хо-ро-ни-ла те-ло свя-то-го.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

празднование – 31 декабря (18 декабря по старому стилю)

Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь.

"Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь - бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно".

Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах". Никострат и его супруга просили Крещепия. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.

Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств. Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти. После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление - принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море. Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.

Зоя Атталийская (Памфилийская), мученица, супруга мученика Еспера Атталийского
Дни памяти установленные Православной Церковью 2/15 мая.

В начале II века в городе Аталлии, который находился в малой Азии, у знатных граждан империи были рабы. У Катулла среди прочих находилось в услужении целое семейство: Еспер, его жена святая Зоя и дети Кириак и Феодул. Они были христианами, причем, уже во втором поколении, и никогда не поклонялись языческим богам. Не удивительно, что святая Зоя не принимала пищу, которая доставалась рабам после жертвоприношений.

Однажды, когда Еспера был в отъезде, к ней пришли дети и рассказали, что планируют совершить побег. Мать отговорила их от этого, но разрешила им открыто исповедовать веру. Решение было опасным, но честным. Пути назад уже не было. Дети заявили своему хозяину, что являются христианами. Катулла в ответ на это отослал их вместе с матерью к Есперу, рассчитывая, что родители запретят им исповедовать Христа.

Святая Зоя знала, что это лишь отсрочка, впереди их ждет мученический подвиг. Когда они вернулись в Аталлию, в доме проводилось пышное празднество. Рабам принесли пищу, послужившую жертвоприношением. Мать выбросила ее, чем вызвала гнев Катулла. Он приказал предать мучеников страшным пыткам, а затем лишить их жизни.

Шесть лет она хранила молчание. Не по своей воле святая Зоя Римская долгие годы не говорила ни слова своему мужу — хранителю царской казны Никострату и другим людям. С ней случилась внезапная болезнь, после которой она стала немой. Ее понимали с трудом, но всячески помогали, а она не могла даже сказать, как любит своих близких. Но однажды появилась надежда. Женщина узнала о чудесных исцелениях, которые творил христианин — святой Севастиан. Она отправилась к нему и упала перед ним на колени. Взглянув на старца глазами полными надежды, на какой-то миг она увидела Ангела, который держал перед святым Севастианом книгу. Но вот мужчина перекрестил ее, и с ее уст сорвались слова благодарности.

После того, как святая Зоя снова обрела дар речи, она поверила во Христа. Она приняла крещение. Но впереди ее ожидало испытание. В те времена христиане подвергались преследованиям. Язычники поймали святую Зою, когда она молилась у гробницы Апостола Петра. Она отказалась отречься от веры, перенесла все пытки и мужественно приняла мученическую смерть.

Зоя Атталийская (Памфилийская), мученица, супруга мученика Еспера Атталийского

2 мая по ст.ст. / 15 мая по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святые мученики Еспер, супруга его Зоя и два их сына, Кириак и Феодул, - странники на земле подобно Аврааму 1 , отцу избранных, направлявшие путь свой к отечеству небесному, были куплены в качестве рабов 2 Катуллом, знатным римлянином, и его женой Терцией. Этот Катулл переселился из Рима в Памфилию 3 , в город Атталию 4 ; покупая себе рабов, как это было в обычае у римлян-язычников, он приобрел во Фригии 5 сих святых мучеников, происходивших из христианской семьи и поэтому преисполненных веры и надежды на Господа.

Языческая семья Катулла, преданная идолопоклонству, приносила по обычаю своей веры жертвы идолам и называла их своими богами. Верные же рабы Христовы, видя суетное нечестие своих господ, тяжко сокрушались об этом и, как христиане, не могли вкушать пищи, отпускаемой для них хозяевами-язычниками, опасаясь оскверниться, тем более, что и в самом доме их господ находились идолы.

Однажды святая Зоя, получив пищу от своих хозяев, подошла к воротам и сказала привратнику:

Усни и отдохни немного, а если ты будешь нужен, то я тебя разбужу; ты довольно уже утомился, так как всю ночь бодрствовал, впуская и выпуская к господину нашему суетных людей, которые посещают его дом для поклонения мнимой богине - Фортуне 6 .

Привратник, исполняя ее совет, отошел от ворот и уснул во дворе, а Зоя, опасаясь, чтобы привязанные недалеко псы своим лаем не разбудили его, дала им немного хлеба, а остальную часть своего обеда раздала нищим и странникам, подходившим к воротам, убеждая их перейти в христианскую веру. Обязанности Зои в доме Катулла состояли в том, чтобы кормить домашних животных, которых держали ее господа, муж же и дети ее исполняли все остальные работы на хозяев.

Целый день они трудились, при закате же солнца вкушали немного пищи от тех яств, о которых несомненно знали, что они не осквернены языческими обрядами. Эта пища посылалась им Божиим промышлением; вкушая ее, они вспоминали слова, сказанные Господом в Его святом Евангелии: "воззрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их" (Мф.6:26).

Однажды, когда блаженный Еспер был послан своими господами на какую-то работу, сыновья его, Кириак и Феодул, сказали матери:

Мы не желаем больше жить с нечестивыми; не ты ли сама учила нас, согласно божественному Писанию, хранить апостольскую заповедь: "не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными" (2Кор.6:14). Если мы, повинуясь божественному Писанию, и пожелали бы сохранить заповеди Господни, но не удалились от язычников, то мы приняли бы одинаковое с ними и возмездие от Господа и погибли бы, как они.

Мать отвечала своим сыновьям:

Дети мои любезные! Как можно удалиться от них? Ведь они наши господа; они имеют власть и над нашим телом.

Сыновья отвечали ей на это.

Христос за нас предал Себя в руки неверных иудеев, был распят, погребен и в третий день воскрес. Если и мы свое тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то хотя бы он после пыток и умертвил нас, то ведь души наши будут жить вечно. Итак, представь нас, радующихся и веселящихся, господину нашему и что вложит в уста наши Господь, то мы и будем говорить господину.

И готовились оба добрые юноши, как мужественные воины Христовы, на страдальческий подвиг за Христа, ожидая удобного случая предстать пред господином своим и исповедать пред ним имя Господа Иисуса Христа. Они говорили между собою: "Если благоугодно будет Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы умерли за имя Его святое, то в награду за это мы сподобимся видеть Его и будем пребывать с Ним вечно".

Когда же мать их, опасаясь, как бы дети ее, не устрашившись мук по примеру других, не предались бы служению идолам, по сей причине медлила исполнить их просьбу (до того времени господа не знали, что они христиане), то сыновья ее сказали ей:

Что же ты медлишь? Чего ты боишься? Разве ты не знаешь, что говорит Писание! "Буду говорить об откровениях Твоих перед царями и не устыжусь" (Пс.118:46).

Однажды Катулл откуда-то возвращался в обеденный час домой. Встретить его вышли оба брата, Кириак и Феодул, и сказали ему:

Добрый час, тебе, господин видимых тел наших: господин же невидимых душ наших есть Господь Иисус Христос, пребывающий на небесах, Бог истинный.

Катулл весьма удивился их словам и сказал:

Эти юноши потеряли рассудок: они произносят странное и незнакомое мне имя Иисуса Христа, называя его Богом и Господом.

Затем, обращаясь к слугам, сказал:

Позовите ко мне отца и мать этих юношей. Слуги тотчас пошли и, не найдя отца, привели одну мать юношей. Катулл спросил ее:

Где твой муж?

Она отвечала ему:

Не ты ли послал его для какой-то работы в селение Тритонию?

Если бы и вы были с ним сейчас в Тритонии, - сказал Катулл, - то вы не смутили бы меня вашими речами о Боге, Которого вы исповедуете, и о Котором ни я, ни другие никогда ничего не слыхали. Впрочем, теперь я не хочу испытывать вас; но когда Терция разрешится от бремени и я буду по этому случаю приносить великой богине нашей Фортуне благодарственную жертву, тогда я испытаю вас.

И тотчас приказал святую Зою с детьми ее отправить к мужу в Тритонию.

Мать и дети, переселившись туда, радовались и веселились, вспоминая в пении и разговоре, слова святого Писания: "Господь - пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях" (Пс.22:1-2). И еще: "Ты избавил душу мою от ада" (Пс.85:13) и "избавил душу мою от смерти" (Пс.114:7) (святые в душе считали дом своего господина - адом, Катулла - смертью, идолов - адским огнем).

Но вот родился у Катулла сын. Все горожане радовались и праздновали вместе с Катуллом день рождения у него сына, принося своей богине - Фортуне благодарственные жертвы. В это время святая Зоя молилась Богу, прося Его дать мужу и детям ее силы мужественно перенести свой подвиг. Между тем, Катулл в конце пира сказал своей жене, Терции:

Пусть повеселятся на нашем празднике все домашние и рабы наши.

Она же отвечала ему:

Хорошо, пусть все повеселятся.

Тотчас послали рабам своим, в числе которых была и семья Еспера, сосуд вина от идоложертвенного пира и блюдо с мясом. Святая Зоя, увидав издали слуг, несших дары господина, вздохнула, сказав:

Господи, Боже неизреченный, ведущий тайные помышления человеческие! Пребывай с нами, убогими странниками: кроме Тебя, Господа нашего, другого бога мы не знаем. Помоги нам твердо исповедать святое имя Твое.

При этих словах она подошла к принесенным подаркам и, взяв мясо, бросила его псам, а вино вылила на землю. Раб тотчас пошел и рассказал об этом господину своему.

Это известие сильно разгневало Катулла и он приказал тотчас же привести Еспера с его семьею к себе в дом. На пути к господину Зоя, ободряя мужа и детей, говорила:

Не устрашимся гнева нечестивого Катулла и уготовляемых им для нас мук, но перенесем их мужественно, дабы, окончив свой подвиг, мы вошли в небесное царство Христа и Его святых.

Когда святые были приведены в дом господина, Катулл спросил их:

На защиту кого вы надеялись, нанося мне такое оскорбление? Как осмелились вы наши дары кинуть собакам? Впрочем, я не столько оберегаю свою честь, сколько честь великой богини нашей Фортуны.

Святая Зоя ответила ему на это:

Надежда и упование наше - Господь Иисус Христос, Сын Бога Живого; боги же, которых ты чтишь - бесы.

Катулл сказал на это:

Вот я предам мукам твоих сыновей; тогда мы увидим, в состоянии ли избавить их от мучений Христос, Которого вы называете Богом.

Тогда палачи, обнажив обоих юношей, повесили их на дереве и начали терзать железными орудиями. Святая Зоя, взирая на страдания детей своих, укрепляла их такими словами:

Переносите мужественно страдания, дети мои! Терпите, не устрашайтесь мучений, причиняемых вам нечестивым Катуллом.

Дети отвечали ей:

Эти мучения слишком легки для нас: скажи нечестивому господину, пусть он придумает большие, чтобы мы могли своими страданиями заслужить мученические венцы в будущей жизни.

Святая Зоя сказала Катуллу:

Ты слишком слабыми пытками терзаешь моих детей; они не ощущают особенных страданий; постарайся увеличить их страдания.

Тогда нечестивый Катулл повелел, жестоко наказав святую Зою, блаженного Еспера и их детей, ввергнуть всех их в сильно раскаленную печь, и для охраны печи поставил сторожей.

Святые мученики в раскаленной печи воспевали и славили Господа. Катулл же, слыша пение и видя святых невредимыми, весьма дивился, как такая стихийная сила огня не умертвила их и не обратила тела их в пепел. Предполагая, что христиане каким-либо волхвованием укрощают стихию, он стал думать, каким бы иным, более жестоким, способом умертвить их. Святым же мученикам Духом Святым было сказано:

Мужайтесь! Катулл измышляет еще большие муки, чтобы погубить вас.

Услышав это, мученики молились, сказав:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, прими в мире души наши.

И вскоре святые предали святые души свои в руки Божии.

Это произошло в царствование Адриана 7 , во второй день месяца мая.

На следующий день нечестивый Катулл со своими единомышленниками, придя к печи, нашел мученические тела святых неповрежденными огнем. Тела лежали лицом к востоку, святые же души их присоединились к лику честных мучеников, ангелов и архангелов. И был слышен глас с неба:

Войдите, праведные, в рай Господа своего. Ты же, нечестивый Катулл, пойдешь в геенну и будешь там вечно мучиться в неугасимом огне.

Итак, нечестивый Катулл восприял бесконечные муки, а святым мученикам Христовым отверзлось небо. Своим страданием они приобрели вечную радость, пребывая с Иисусом Христом, Господом нашим, Которому подобает вечная слава. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Святой апостол Павел в послании к Евреям (11:13) называет Авраама вместе с другими ветхозаветными праведниками, "странником и пришельцем на земле", ищущим отечества небесного.

2 Рабовладение было очень распространено в древности у римлян, как и у других, современных им, народов. Всякий, более или менее состоятельный римлянин, имел у себя рабов. У очень богатых римлян число их доходило до многих десятков и даже сотен.

3 Памфилия - малоазийская область.

4 Атталия - памфилийский город, расположенный на южном берегу Малой Азии. Он назывался так по имени пергамского царя Аттала II (с 159 по 138 г. до Р. Х.), его построившего. Под именем Адалии этот город сохранился и до настоящего времени; имеет 15 000 жителей и принадлежит Турции.

5 Фригия - малоазийская область.

6 Фортуна считалась у римлян богиней счастья и покровительницей домашнего очага.

7 Император Адриан управлял римскою империю с 117 по 138 г. Год смерти святых мучеников с точностью неизвестен.